Муниципальное автономное учреждение городского округа Перевозский
Нижегородской области  «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Чайка»
 Утверждена
приказом директора МАУ ФОК «Чайка»
№__86___-ПД_от 17.05.2018 г.

 

  

Программа

 деятельности  оздоровительно-образовательного лагеря с дневным пребыванием детей «Спортсмен»

«15 дней со спортом»

 

 

 

 

Возраст детей: 7-15 лет

Срок реализации: июнь-июль 2018 г.

Составитель : Н.Н. Волкова, начальник лагеря

 

ПЕРЕВОЗ,2018 г.

 

Оглавление

Пояснительная записка 3

Этапы реализации программы 4

Логика построения 4

Ожидаемые результаты 5

Содержание программы 6

Календарно-тематический план смены 6

Основное содержание программы 8

Методическое обеспечение 10

Система контроля реализации программы 11

Критерии оценки эффективности функционирования программы 11

Список литературы 12

Пояснительная записка

«Дети делают, что они хотят, но я делаю так,
чтобы они хотели, то, что хочу я»
Жан-Жак Руссо

На бескрайних просторах страны «Детство» есть островок под названием «Лето». Это место отдыха ребенка от привычных забот, где время бежит незаметно, а события сменяют друг друга с невероятной быстротой. Кто-то из детей попадает сюда впервые, а кто-то с нетерпением ждёт «Лета», чтобы снова провести очередной лагерный сезон. Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Спортсмен» МАУ ФОК «Чайка» – это место отдыха ребенка от школы, зона его общения со сверстниками, воспитателями, природой, место развития его способностей и интересов. Однообразный ритм жизни ребят сменяется здесь разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Это всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоения мира, время воспитания и самовоспитания, это место реализации детской фантазии.

Не первый год в МАУ ФОК «Чайка» организуется и проводятся смены летнего оздоровительно-образовательного лагеря дневного пребывания «Спортсмен». Здесь отдыхают ребята в возрасте от 7 до 15 лет: воспитанники специализированного структурного образовательного подразделения МАУ ФОК «Чайка», приоритет при зачислении уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Планируемое количество детей в лагере – 55 человек. Организуются 2 смены спортивно-оздоровительной направленности.

Программа лагеря разработана с учетом основных законодательных актов и нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Положение о спортивно-оздоровительном лагере.
  • СанПин 2.4.4.2599-10
  • Правила пожарной безопасности и профилактики ЧС.
  • Над созданием и реализацией программы летнего лагеря с дневным пребыванием работает педагогический состав лагеря под руководством начальника лагеря. Программа называется «15 дней со спортом», имеет спортивно-оздоровительную, социально-педагогическую направленность, а также является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания детей в условиях летнего лагеря.

В каждый этап программы, включены разнообразные мероприятия с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и в повседневной жизни.

Для воспитанников организуются экскурсии в музей, библиотеку, тематические беседы, туристические походы, организованы встречи с интересными людьми и другие культурно-массовые мероприятия.

Для реализации данной программы сформированы все условия: определен состав воспитателей, подготовлено спортивно-техническое оснащение.

Цель программы сохранение здоровья и содействие всестороннему и гармоничному развитию личности через активный отдых.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Укреплять здоровье, прививать навыки здорового образа жизни и стойкого интереса к занятиям в избранном виде спорта.
  2. Развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческую деятельность.
  3. Укреплять межличностные отношения между воспитанниками.
  4. Воспитывать позитивное отношение к ведению активного образа жизни.
  5. Расширять кругозор ребёнка средствами спортивно-оздоровительной и познавательной деятельности.
  6. Формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

Этапы реализации программы

          Подготовительный этап. За три месяца до начала работы лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Она заключается в:

— проведении совещания при директоре и заместителе директора по подготовке документации нормативно-правовой базы летней оздоровительной компании;

— подбор кадров для работы в лагере;

— разработке программы деятельности детского лагеря;

— подготовка методического материала для работников лагеря;

— подготовка документации для получения санитарно-эпидемиологического заключения для лагеря;

Организационный этап предполагает работу, направленную на знакомство детей друг с другом, с воспитателями лагеря, с его законами и традициями, формируются отряды, идет работа по сплочению воспитанников. Этап занимает первые дни пребывания воспитанников в лагере.

Основной этап — занимает практически весь период нахождения воспитанников в лагере. Именно в это период происходит старт программы, и реализуются все поставленные задачи.

Основным механизмом реализации деятельности лагеря являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках спортивной тематики дня.

На итоговом этапе (завершающие дни пребывания детей в лагере) изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится спортивно-массовое мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.

Проводится социально-педагогический анализ результатов.

Логика построения

Участники смены являются одной командой. Отряд – это юные спортсмены, представители определенного вида спорта. Главной целью является завоевать как можно больше знаков отличия для своего отряда. Знаками отмечаются определенные качества, проявленные в ходе спортивных испытаний и познавательной деятельности. Правом вручать знаки отличия наделены ветераны спорта (тренеры-преподаватели — воспитатели), лидеры спортивных команд.

Номинации, по которым оцениваются спортивные отряды, следующие:

— воля к победе;

— трудолюбие;

— творческий поиск и талант;

— интересный подход к решению проблем;

— дружные и сплочённые отношения в отряде;

— активная позиция в игре;

— ответственные действия и поступки.

Для всех юных спортсменов главным знаком отличия станет: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерские и организаторские способности и доброта. Во время лагерной смены ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что у воспитанников будут динамично развиваться потребность в достижении результатов, взаимовыручка, командный дух, морально-нравственные качества, творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам спорта, углубление и расширение знаний о выбранном виде спорта, созидательной и творческой деятельности.

По окончании смены у воспитанника будет:

— реализована мотивация к собственному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию, проявлению социальной инициативы;

— развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;

— создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности;

— будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе.

 Содержание программы

Календарно-тематический план смены

Тема дня Название мероприятия Ответственный
1 июня
1 день:«Здравствуй, лагерь!»
Приём детей. Торжественное открытие смены. Знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности и правилами внутреннего распорядка лагеря. Инструктажи по ОТ, БЖ
Участие в мероприятиях Дня защиты детей
Сбор антропометрических данных

Сдача контрольных нормативов

4 июня

2 день:

«Жизнь без опасности»

«Жизнь человека – ценность» (игра-беседа по основам безопасности жизнедеятельности с участием врача-нарколога ЦРБ).
Конкурс рисунков на асфальте по теме « Я люблю спорт»
Составление «Дерева Желаний». Входная диагностика
5 июня
3 день:«Дорожный лабиринт»
Беседа с инспектором ГИБДД по ПДД
«Ралли на велосипедах» (фигурное вождение и пр.)

Оформление отрядных мест

6 июня
4 день:«На старт!»
«Там на неведомых дорожках». Интерактиная игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина
Старт программы «Малые Олимпийские игры» (спортивные состязания в профильных отрядах)
7 июня
5 день:«Мы со спортом дружим крепко!»
Викторина «Спорт в жизни человека»
«Веселые старты»
8 июня
6 день:«Лабиринты прекрасного»
Посещение МВЦ
 

«Дерево загадок» (познавательная игра о родном крае)

11 июня
7 день:«Овеянный славой российский наш флаг»
Поход «Тропинками родного края»
 

Конкурс на самое оригинальное видение российского триколора

Промежуточное анкетирование
13 июня
8 день:«Волшебный мир кино»
Посещение кинозала
Конкурс талантов «Кто во что горазд». Творческие выступления воспитанников
14 июня
9 день:     «Олимпийский калейдоскоп»
Спортивно-познавательная игра об истории Олимпийских игр и Олимпийского движения
«Малые Олимпийские игры» спортивные состязания по видам спорта
15 июня
10 день:«Ура! Каникулы!»
Поездка в г. Арзамас
18 июня
11 день:«Готов к труду и обороне»
Соревнования по лучшему выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО
Мастер-класс от «старших поколений»
19 июня
12 день:«Лучше всех!»
«Лучше всех!» Шоу талантов
Подвижные игры на воздухе
20 июня
13 день:«Всероссийский Олимпийский день»
 

Участие в межлагерном мероприятии, посвященном Всероссийскому Олимпийскому Дню

21 июня
14 день:«На финишной прямой»
«Это я теперь умею!» «Хваста» приобретенными умениями
Сбор антропометрических данных

Сдача контрольных нормативов

Итоговое анкетирование
22 июня
15 день:«До свидания! До новых встреч!»
«Пусть поколения знают и помнят» тематический час о подвиге народа в годы Великой Отечественный Войны
Конкурс заметок «Лагерь, прощай»
Подведение итогов смены. Закрытие лагеря

Основное содержание программы

 

п/п Направление Цель направления Формы проведения мероприятий
1  «Мы со спортом крепко дружим!» Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Проведение утренней гимнастики, принятие солнечных и воздушных ваннБеседы с детьми о правилах здорового образа жизни.

Беседы, по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Спортивные мероприятия, эстафеты, конкурсы, спортивно-интеллектуальные игры.

2 «Планета – наш дом» Развитие экологической культуры, любви к природе. Мероприятия по изучению флоры и фауны родного края, ландшафта, экскурсии, игры-путешествия.
3  «Малые Олимпийские игры» Организация содержательной досуговой деятельности, развитие соревновательного духа, мотивации достижение, коммуникативных навыков, уважения к спортивному сообществу. Спортивно-массовые, конкурсные мероприятия среди отрядов по разным видам спорта.
4 «Я – малая частица большой страны!» Содействие развитию в детях чувства гражданина-патриота своей Родины Посещение музея, библиотеки, беседы, походы и поездки по родному краю.
5 «Не спортом единым жив человек» Культурно-досуговые мероприятия, способствующие гармоничному развитию личности юных спортсменов. Кто хорошо занимается, тот весело отдыхает! Походы в музей, библиотеку, кинозал, дискотеки.

Направление «Мы со спортом крепко дружим»

Задачи направления: способствовать развитию интереса детей к участию в спортивных мероприятиях; расширять знания детей о спорте, об истории спорта, способствовать реализации потенциала каждого воспитанника.

В течение учебного года дети занимались преимущественно умственным трудом, на систематические занятия физкультурой и спортом у многих из них было мало времени и сил. Восполнить этот пробел, используя возможности летнего спортивно-оздоровительного лагеря, — забота воспитателей.

Интенсивные и систематические физические тренировки укрепляют и развивают скелетную мускулатуру, сердце, сосуды, дыхательную систему, благотворно влияют на нервную систему. Ежедневная физическая нагрузка – обязательный минимум физической тренировки юного спортсмена. Она должна стать такой же привычкой, как умывание по утрам.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе является так же одним из важных компонентов здорового образа жизни. А фактор проведения тренировки на свежем воздухе – усиливает эффект.

Спортивные мероприятия в системе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Планируется ежедневное проведение мероприятий спортивного характера, игр с элементами спортивных состязаний, эстафет, которые помогут повысить не только познавательный интерес, но и будут способствовать воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков.

Направление «Планета – наш дом»

Задачи направления: учить детей видеть, понимать, сохранять красоту окружающей природы; способствовать формированию рациональной познавательной деятельности их творческого потенциала; воспитывать любовь к природе.

Дети по своей природе очень любознательны: им интересно все новое, яркое, необычное. С каждым новым днем они накапливают свой опыт жизни, стремятся достичь того, что еще ими не достигнуто, не познано, поэтому ребята любого возраста с удовольствием открывают, познают все то новое, что предлагает им окружающий мир.

В окружающей природе еще много загадок не только для детей, но и для взрослых. Мероприятия этого блока направлены на формирование умений видеть, понимать, сохранять красоту родной природы.

Ребятам предлагаются: экскурсии, походы, игры, викторины, связанные с изучением и обобщением знаний об окружающей среде.

Мероприятия способствуют формированию познавательной деятельности, развитию интеллектуальной культуры детей их творческого потенциала.

Направление «Малые Олимпийские игры»

Задачи направления: способствовать формированию у воспитанников здорового духа соперничества, спортивной конкуренции; мотивации достижения; способствовать развитию умений работать в команде.

В основе лежит работа с отрядами по реализуемым видам спорта, направленная на приобретение опыта взаимодействия, спортивного единства, соревновательного духа, культуры общения, на закрепление норм поведения, толерантности, в процессе спортивно-массовых мероприятий. В результате такого взаимодействия ребята активно общаются, творчески, интеллектуально и физически развиваются. Организация спортивно-массовой деятельности — один из компонентов единого процесса жизнедеятельности детей в период пребывания в лагере.

Направление «Я – малая частица большой страны!»

Задачи направления: способствовать развитию у детей чувства любви к Родине, родному краю; создавать условия для развития у детей интереса к изучению истории своего края и Отечества;

Это направление предполагает:

— изучение истории своего города, района, края в ходе викторин, бесед, посещения краеведческого музея;

— проведение экскурсий, мастер – классов, встреч, интересными людьми;

— проведение мероприятий, посвященных памят­ным датам истории;

-поддержание культурных традиций  в ходе участия детей в традиционных праздниках.

Методическое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

1. Состав педагогического коллектива

В реализации программы участвуют опытные педагоги – тренеры-преподаватели МАУ ФОК «Чайка».

2. Территория, помещения

При работе летнего лагеря используется территория, помещения, спортинвентарь и оборудование МАУ ФОК «Чайка».

3. Оборудование

Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь: мячи, сетки, скакалки, обручи, кегли, ворота футбольные, стойки с баскетбольными сетками, а также настольные игры.

Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

Фотоаппарат.

Канцелярские товары.

Призы, грамоты.

Методическая литература: сценарии мероприятий, викторин, конкурсов; литература для педагогов по организации жизни детей в летнем лагере.

4.Методы

В процессе реализации программы используются следующие методы: наблюдение, беседа, мониторинг, анкетирование, карта экспресс-оценки.

В качестве модели реализации программы используется система контроля за осуществлением работы с воспитанниками в летнем спортивно-оздоровительном лагере.

Система контроля реализации программы

п/п Мероприятие Оборудование Срок проведения
1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их ожиданий, мотивов пребывания в лагере. Опросник, направленный на выявление ведущих мотивов пребывания в лагере воспитанников, их ожиданий. 1 день смены
2. Мониторинг настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. Карта экспресс- оценки прошедшего дня, мероприятий. В течение смены
3. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Анкета Последний день смены
4. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. Адаптационный тест-опросник. В течение смены

 

Критерии оценки эффективности функционирования программы

Во время пребывания воспитанников в летнем лагере ведется наблюдение за коллективом воспитанников, степенью его сформированности, личностными и индивидуальными качествами воспитанников. Эта работа осуществляется воспитателями. В качестве обратной связи используется рейтинг личностного роста воспитанников отрядов.

По результатам работы отрядов за неделю проводится рейтинг личностного роста — это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.Каждый воспитанник отряда заполняет рейтинг-таблицу, присваивая те или иные номинации наиболее отличившимся товарищам по отряду. Одному воспитаннику можно присвоить не более двух номинаций за неделю, воспитанники никак не проявившие себя не номинируются.

Предлагаемые номинации:

красный – «лидер-организатор»

синий – «лидер-вдохновитель»

зелёный – «активный участник»

желтый – «исполнитель»

По итогам смены наиболее отличившиеся награждаются грамотами, подарками.

 

Список литературы

  1. Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. /М.: АСТ — ПРЕСС КНИГА, 2004.
  2. Григоренко Ю.Н., Костерцова У.Ю. КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере. / М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Здоровью надо учить! Абаскалова Н.П. /М.: ООО « Издательская компания «Лада», 2000.
  4. Игротека вожатого / авт.- сост. Тимофеев Ю.Н. . – Москва, 2003.
  5. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Трепетунова Л.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
  6. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / сост. Гурбина Е.А.. – Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество». Автор Корнеева Н.Д. г. Бузулук Оренбургской области.
  8. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Вологоград: Учитель, 2004.